МБОУ "ШКОЛА № 94"

 

г.Ростов на-Дону,

пр.40-летия Победы,63;

Телефон (факс): 257-94-41;

e-mail: director94@mail.ru;

www.school94.jimdo.com

4 А класс "Основы православной культуры"

Открытое занятие 

Тема: В ожидании праздника. Вербное Воскресенье

Цель занятия:

1.Познакомить учащихся с историей и традициями праздника «Вербное Воскресенье», с народными традициями празднования Вербного Воскресенья.

2. Формировать у учеников общечеловеческие духовные ценности на примере анализа восприятия произведения русской художественной литературы.

3.Воспитывать любовь к малой родине, ее природе, уважение к верованиям и традициям русского народа. Обогатить духовный мир учащихся.

Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе: 21

Используемое оборудование: Мультимедиа-проектор; компьютер;

Используемые ЦОР: Мультимедийная презентация

 Ход урока:

I. Организационный момент – приветствие гостей, рассаживание на свои места. Слайд1

II .Повторение ранее изученного материала. Определение темы занятия.

У.- Выполнив это задание, мы сможете узнать тема нашего занятия, а так же повторить материал прошлых занятий. Отгадайте загадки и составьте слово из первых букв отгадок)

Презентация. Слайды 2-6

Если ребята затрудняются, то дается следующая загадка)

В- Каждый год приходит к нам

Праздник в каждый дом и храм.

Новость, слышанная всеми:

Бог родился в

Ответ: Вифлееме

Е- Из ребра сотворена,

Нам праматерь всем она.

Плод запретный съела с древа.

Имя женщине той – (Ева)

В саду Эдемском было чудо,

Что мудрости плодом наречено.

На ветви гибкой быстро зрело,

Его срывать запрещено.

А кто запрет нарушил? (Ева)

Как раскинулась по небу,

Словно бы из сказки небыль!

Как ее увижу в полдень —

Так обет Господень вспомню.

Разноцветная дуга —

Нам на радость РАДУГА

 Р- Пахнет смолою и плюшками,

Детскими снами, хлопушками

Елочки маленькой ствол.

Дарит Господь РОЖДЕСТВО

 Кто придумать этот мир

Так чудесно смог?

Жизнь Кто людям подарил,

Ну, конечно,БОГ

 Б- Голубь белый над главой,

Голос: "Сын любимый Мой",

Вспомни все и дай ответ:

Было это или нет?

Чье благоволение

В день БОГОЯВЛЕНИЯ?

 В жизни вечен, в любви бесконечен.

Ярче солнца светит, крепче мамы любит.

Ответ:Бог

 А- Он ходит-бродит неприкаянно,

Бог наказал неправду Каина.

Лицом он темен — это правильно,—

Наказан за убийство АВЕЛЯ.

 

Бог сказал: Мы сотворим

Человека словом сим,

Из обычной красной глины,

И дадим мужское имя.

И Господь, по слову, дал

Имя первенцу АДАМ

У: Какое слово у вас получилось? ВЕРБА

С каким праздником связано это слово? (вербное воскресение).

-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

Тема сегодняшнего занятия: В ожидании праздника. Вербное Воскресенье

Слайд 7

III. Знакомство с новым материалом.

Этот праздник отмечается в конце четыредесятницы, в последнее воскресенье перед Пасхой, сразу после Лазаревой субботы. События, празднуемые в эти дни тесно связаны между собой.

Слайд 8(отрывок из фильма «Воскрешение Лазаря»)

1. Воскрешение Лазаря(В расположенном недалеко от города Иерусалима селинии Вифания жили две сестры, Марфа и Мария, и их брат Лазарь. Эту семью очень любил Иисус Христос. И вот однажды Лазарь заболел и умер. )

Слайд 9

-Ребята, как вы думаете, почему Господь сказал, что болезнь Лазаря не к смерти, а к славе Божией?

Иисус пришел в Вифанию, через четыре дня после смерти Лазаря.. Спаситель подошел к пещере, в которой положили тело умершего, и громко сказал: «Господи, силою твоею говорю, Лазарь, выйди из пещеры!" И на глазах удивленных людей вышел живой Лазарь, обвитый погребальными пеленами.

 

До Иерусалима от Вифании всего три километра. Поэтому вскоре множество народа стало приходить из Иерусалима к дому Лазаря, чтобы увидеть его воскресшим. Многие поверили, что Иисус Христос действительно Сын Божий. После воскрешения Лазарь прожил ещё 30 лет и был епископом на о.Крит.

Слайд 10

2.Вход Господень в Иерусалим

На другой день после этого события Господь отправился в Иерусалим. За Ним следовали Апостолы и множество народа. Когда Христос прошел половину пути, к Нему привели молодого осленка. Христос сел на него и продолжал путь дальше.

Слайд 11 (отрывок из фильма «Вход Господень в Иерусалим»)

– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня? Слайд 12

В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

 Иисуса Христа сопровождали около двух тысяч человек. Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

-Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова?

Это означает: «Даруй спасение, Сын Давидов, даруй спасение, Боже, живущий на небесах!

 Все радовались и только сам Иисус был грустный. Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.

Одеждою и пальмами

Украшена дорога.

Какое ликование!

Какая благодать!

Торжественно, со славою

Встречают люди Бога,

Чтобы потом Его...

Распятию предать!

3.– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?

Слайд 13 (отрывок из фильма «Почему Вербное воскресение?)

(В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки. На службе священник окропляет веточки святой водой, потом их приносят домой и хранят около икон.)

Слайд 14

Подлинное название Вербного воскресения - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное воскресение, Пальмовое воскресение.

Слайд 15 (песня «Верба»)

4. Работа с отрывком рассказа А.О.Ишимовой «Божья верба»

Учитель. А хотите узнать, почему верба первая зацветает? У вас на партах лежат листики, на которых напечатан отрывок из рассказа Александры Осиповны Ишимовой "Божья верба".

"...Как распяли Христа на кресте — пошел трус (землетря­сение) по земле, отемнело небо, гром ударил, вся трава к зем­ле приникла; а кипарис весь темный-растемный стал; ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет-стонет... А верба и не вынесла скорби — к земле склонилась и увяла...

Три дня, три ночи прошли — воскрес Господь-Батюшка наш Милосердный. И шел Он тем путем, смотрит: кипарис от горя потемнел, ива — плачет-стонет. Одна осина прежняя сталась; завидела Его, задрожала всеми листочками, да с той поры так и дрожит доднесь, и зовут ее в народе осиной горькою... А увидал Христос, что верба завяла и иссохла вся, поднял Он ее, Милостивец, и зацвела верба краше прежнего. Ну, говорит Господь, за твою любовь великую и скорбь будь же вестницей Моего Воскресения. Зацветай раньше всех на земле, еще листвой не одеваючись!"

У: За что Господь наградил вербу?

Д е т и. За то, что она Его сильно оплакивала, даже завяла.

5.Знакомство с историей праздника.

Христиане празднуют Вербное воскресенье с III века, а на Руси праздник появился и стал отмечаться лишь в Х веке.

 

Слайд 16 (отрывок из передачи «В гостях у Дуняши»)

В этот день в московском Кремле на площадь перед Успенским собором через Спасские ворота шел крестных ход к храму Василия Блаженного. В процессии на санях, украшенных искусственными цветами и плодами, в том числе финиками, символизирующими пальмовые ветви в Иерусалиме, провозили иконы.

Слайд 17

В Вербное воскресение после службы Патриарх садился на осла, а царь вел этого осла под уздцы.

Этот обычай назывался «шествием на осляти» и показывал, что земной царь служит Небесному Царю- Иисусу Христу.

Слайд 18(отрывок из передачи «В гостях у Дуняши»)

Слайд19-20

За неделю до Пасхи открывались Вербные базары, где продавались букетики из веточек с почками, к которым привязывали бумажных ангелочков – «Вербных херувимов». Тут же можно было полакомиться сладостями, купить книги или игрушки для детей. А также устраивались представления, разыгрываемые фольклорными театрами.

6. Народные обычаи и традиции, связанные с Вербным Воскресением.

Слайд 21

На Руси было принято хранить освященные веточки вербы в доме в течение всего года в переднем углу, за иконами .

IV. Закрепление пройденного материала.

Слайд 22

Работа в парах.

-Разгадайте кроссворд. Разгадай кроссворд и в клетках прочтешь слово, относящееся к теме сегодняшнего занятия.

Какое слово получилось в кроссворде?

Обитель.

Давайте подберем синоним к этому слову.(Монастырь).

Перед вами на фотографии « Марфа-Мариинская обитель или Марфа-Мариинский женский монастырь, который находится в Белгороде, совсем рядом от нашей школы.

Название этого монастыря связано с темой нашего занятия.

Кто из вас догадался чем?

Правильно, он назван в честь сестер Воскресшего Лазаря, Марфы и Марии.(православная церковь включает сестер Лазаря в число жен-мироносец). Ответы :

(1.купол 2.верба 3.кулич 4.четки, 5.свеча 6.колокол)

Работа в группе

Игра « Отгадай предмет»

На столе в каждой группе стоит шкатулка, а внутри лежит предмет, о котором вы слышали на сегодняшним занятии.

Правила игры такие : вы незаметно для других групп посмотрите предмет, обсудите с товарищами и расскажете другим группам о этом предмете не называя его. А другие ребята попробуют отгадать.

1.ослик 2.пелена 3.пальмовая ветка и верба

V. Творческая работа.

Слайд 23 (песня) изготовление открытки

Слайд 24.

VI. Итог занятия.

На ваших партах лежат голубые листики, с вопросами викторины по материалу нашего занятия.

- Как встречали люди Иисуса Христа?

- Когда в Православной Церкви празднуется Вход Господень в Иерусалим?

- Почему этот праздник еще называют Вербным воскресением,

Какие еще названия есть у праздника?

Викторина

Викторина «Воскрешение Лазаря.

Вход Господень в Иерусалим»

1.      Сестер святого Лазаря звали:

1.      Мария

2.      Марфа

3.      Магдалина

2. Святого Лазаря называют Четверодневным потому, что:

1.      Спаситель провел с ним четыре дня после его воскресения

2.      Христос воскресил Лазаря на четвертый день после его смерти

3. Спаситель сказал, что болезнь Лазарю послана:

1.      В наказание за его грехи

2.      Чтобы прославить Бога

3.      Из-за неправильного образа жизни

4. Спаситель, перед тем, как войти в Иерусалим, попросил учеников привести Ему:

1.      Молодого осла

2.      Старую ослицу

3.      Кроткого ягненка

5. «Осанна» по-русски означает:

1.      «Здравствуй!»

2.      «Почет»

3.      «Слава»

7. Вербные веточки, которые мы освящаем в храме в Вербное воскресенье, символизируют:

1.      Нежность и кротость

2.      Приход весны

3.      Пальмовые ветви

 VII. Рефлексия. Слайд 25

 Ребята хорошо работали на уроке. Давайте подарим нашим гостям наши открытки 

Масленица сопровождается проводами Зимы, но в этом году погода преподнесла очередной сюрприз – относительно холодная погода.  Но это не помешало проведению весёлого  праздника.

13 октября 2017 года – стартовал проект «150 Культур Дона». Обучающиеся   4 А класса,  Самсонова Кира-Вероника и  Чупрынин  Егор, подготовили и провели  интерактивные  уроки по темам:  «Культура Греции» , «Давайте отправимся в Грецию»   На этих уроках обучающиеся класса познакомились с развитием культуры народов; научились соотносить даты и события;могли раскрывать смысл понятий и терминов; познакомились с национальными костюмами.

      Познакомившись  ещё  с одной прекрасной и удивительной страной  древнего мира – Грецией, которая показала  миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности. Каждый из нас тоже должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество и гордиться им, заботиться о нем. Ведь, как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский «Для полного счастья человеку необходимо славное Отечество» 

От нас зависит будущее и слава нашего Отечества. Любите, берегите и заботьтесь о своем Отечестве.