МБОУ "ШКОЛА № 94"

 

г.Ростов на-Дону,

пр.40-летия Победы,63;

Телефон (факс): 257-94-41;

e-mail: director94@mail.ru;

www.school94.jimdo.com

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

 

НА САМОМ ДЕЛЕ?

 

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребёнок или нет до серьёзных систематических занятий, мы можем судить, ответив на следующие вопросы.

 

1. ЕСТЬ ли у ребёнка желание учиться?

 

►Как это узнать?

 

Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться.

 

Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».

 

Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

 

Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

 

Четвёртый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

 

Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь».

 

А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятёрки».

 

А потом спросите своего малыша: а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжёлой работой, как учёба.

 

2. МОЖЕТ ли ребёнок подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия?

 

►Как это узнать?

 

Есть такая игра: «ДА и НЕТ не говорить, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ не называть». Поиграйте в неё с ребёнком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов ДА и НЕТ, не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.

 

Если ребёнок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

 

3. РАЗВИТА ли у ребёнка речь?

 

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребёнок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).

 

►Как это узнать?

 

Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7.

 

По тому, как ребёнок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

 

4. ДОСТАТОЧНО ли хорошо у ребёнка развит фонематический слух?

 

Ребёнок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

 

►Как это узнать?

 

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребёнка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

 

Гора, гора, гора, гора,

 

гора, нора, гора, гора.

 

Голос, голос, голос, голос,

 

голос, колос, голос, голос.

 

Коса, коса, коса, коса, роса,

 

коса, коса, коса, коза.

 

Если ребёнок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребёнка на звуковые различия.

 

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребёнка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).

 

Если ребёнок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

 

Чтобы узнать, умеет ли ребёнок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребёнок делит его на части, хлопая в ладоши.

 

5. Умеет ли он МЫСЛИТЬ логически?

 

Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошёл дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагают ряды из четырёх картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребёнка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребёнку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник –? (температура)», «глаз – зрение, ухо –? (слух)». Если ребёнок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

 

Если у ребёнка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми.

 

6. Как ЗАНИМАТЬСЯ с детьми

 

Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности.

 

В первые шесть лет своей жизни дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь.

 

Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учёбе.

 

Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.

 

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

 

Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели.

 

При обучении придерживайтесь следующих принципов

 

· поддерживайте интересы ребёнка;

 

· предлагайте ребёнку новый материал для речевого развития;

 

· поощряйте ребёнка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки;

 

· одобряйте применение знаний в деятельности.

 

Что должен знать ребёнок в 6 — 7 лет

 

К шести — семи годам ребёнок должен знать и уметь следующее:

 

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живёт, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространённых растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать

 

дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространённых профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идёт в школу?»

 

 

 

Интеллектуальное развитие
В этой области ребёнок должен уметь

 

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки
• находить лишний предмет в группе
• добавлять в группу недостающие предметы
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы
• группировать предметы по признаку и называть его
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности

 

 

 

Слух, зрение, внимание, память, речь

 

 Дошкольнику нужно уметь:

 

находить 10-15 отличий на двух похожих картинках
• точно копировать простой узор
• описывать по памяти картинку
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»)
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку
• пересказать услышанный рассказ
• составлять рассказ по картинке

 

 

 

Основы математики
необходимо:

 

уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа
• выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»
• знать понятия «больше-меньше-поровну»
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части

 

 

 

Чтение
Важно, чтобы ребёнок:

 

отличал буквы от звуков, гласные от согласных
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова
• подбирал слова на заданную букву
• делил слово на слоги
• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное

 

 

 

Навыки письма
Для успешного начала учёбы в школе требуется:

 

правильно держать ручку и карандаш в руке
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка
• копировать с образца геометрические фигуры
• уметь продолжить штриховку рисунка
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

 

 

 

 

 

Готов ли ваш ребёнок к школе?

 

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребёнок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.

 


Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить своё сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребёнок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать своё поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребёнка к школе.

 

Тест для родителей дошкольников.  Готов ли ребёнок к школе?

 

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл.

 

1.      Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?

 

2.      Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

 

3.      Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

 

4.      Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

 

5.      Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

 

6.      Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

 

7.      Умеет ли он изменять существительные по числам?

 

8.      Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?

 

9.      Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

 

10.  Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

 

11.  Верно ли, что ваш ребёнок имеет твёрдую руку?

 

12.  Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

 

13.  Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

 

14.  Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

 

15.  Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?

 

16.  Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

 

17.  Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?

 

18.  Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 

 

 

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

 

 15-18 баллов — можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

 

    10-14 баллов — вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

 

    9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

 

     Если ваш ребёнок идёт в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация. Но если он идёт в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит вам надо ему ещё многое рассказать о школе.

 

Если вы опасаетесь за успехи своего ребёнка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приёмы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребёнка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребёнка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей. Играйте в настольные игры для малышей — умение следовать правилам поможет ребёнку быстрее адаптироваться в школе.
Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребёнка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются.
Предложите ребёнку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создаёт предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребёнка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

 

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

 

Их длительность не должна превышать 35 минут.

 

Не пытайтесь предлагать ребёнку задания, если он утомлён.

 

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

 

 

 

 

 

Можно ли заставить ребёнка читать летом.

 

Если ребёнок проведёт дома час-два с книгой, решаются сразу две стороны вопроса, потому что чтение – это отдых, чтение – это развитие познавательных способностей ребёнка.

   Желательно, чтобы родители, предлагая ребёнку книгу, хотя бы кратко её        характеризовали: акцентировали внимание на имени автора, уточняли, в какой стране он родился и к какому временному периоду относится его творчество – у ребёнка постепенно будет формироваться грамотный, целостный взгляд на литературу.

 

  Стоит отметить, что яркие иллюстрации книги для детей актуальны. По возможности выбирайте соответствующие издания: красивые картинки помогают ребёнку развивать воображение и прививают художественный вкус. Не исключено, что малышу захочется и самому «проиллюстрировать» прочитанное произведение.

 

  Что касается тематики книг, то диапазон должен быть достаточно широк. Желательно, чтобы в произведениях, предлагаемых ребёнку, были затронуты темы «дружбы», «любви к семье», «любви к родному краю». На литературном материале детям можно дать образец того, как нужно поступать правильно, благородно; на примере поступков героев объяснять, чем чревато непослушание, халатное отношение к учёбе и делам. В список литературы на лето можно включить творчество следующих авторов:

 

А.П. Гайдар, Л.Б. Гераскина, Д.В. Драгунский, М.М. Зощенко, Н.Н. Носов.

 

  Произведения писателей позволяют нам привить детям любовь к животным, объяснить ту степень ответственности, которая ложится на человека за «судьбу» своего питомца.

 

  Детям очень полезно не только читать, но и учить наизусть стихи: они пополняют словарный запас ребёнка, учат красиво выражать мысли, «тренируют» память. Поэтому в круг книг для чтения обязательно должны войти произведения русских поэтов: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета.

 

  Находите для своего ребёнка небольшие, понятные ему стихотворения в сборниках. Только не требуйте от него, чтобы он читал их самостоятельно – мало кто из детей настолько увлекается поэзией, чтобы просидеть с томиком стихов хотя бы полчаса. Помогите им оценить красоту русского языка, понять замысел автора. Просите ребёнка, чтобы он прочитал стихотворение выразительно вслух. Следите за его дикцией, за тем, как он ставит ударение в словах, поправляйте, если что-то не так. Обращайте внимание маленького читателя на образные выражения, на слова в переносном смысле – помогите ему почувствовать всю красоту русского языка.

 

  Постарайтесь, чтобы ребёнок за лето выучил несколько стихотворений наизусть. Понимаем, что это не просто – детям не всегда хочется учить стихи наизусть даже тогда, когда это задают в школе. И все-таки попытайтесь: заучивание стихов наизусть очень хорошо развивает память ребёнка.

 

Читательский дневник

 

  Желательно, чтобы ребёнок записывал в специальный блокнотик или тетрадку название и героев прочитанной книги: для детей начальной школы читательский дневник может быть совсем простым и состоять всего лишь из нескольких граф (автор, название, главные герои). Зачем его вести? Вы будете видеть результат «усилий» вашего малыша в плане интеллектуальных занятий: если в конце лета окажется, что в дневнике всего две-три записи – ругать его не стоит, а вот если их будет достаточно много – поощрить надо будет обязательно!

 

Маленькие детские хитрости

 

Предложенный учителем список литературы на лето составлен с учётом возрастных особенностей детей: все произведения должны быть им понятны. Отговорка: «Читал, но не понял!» – должна вас насторожить. То ли ребёнок не читал, то ли с ним надо действительно летом серьёзно позаниматься: возможно, на каком-то этапе его интеллектуального развития что-то упущено.

 

  Остаётся пожелать родителям проявлять терпение и настойчивость в процессе воспитания, для того чтобы в дальнейшем гордиться успехами своего ребёнка!

 

 

 

 

 

Советы родителям.

 

__________________________________________________________________

 Несколько советов родителям замкнутых детей

 __________________________________________________________________

 

Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

 

• Подчёркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

 

• Стремитесь сами стать для ребёнка примером эффективно общающегося человека.

 

• Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребёнок становится все более замкнутым и отстранённым, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему. 

 __________________________________________________________________________________                               Несколько советов родителям, заинтересованным 

в формировании адекватной самооценки 

___________________________________________________________________________________• Не оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.

 

• Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

 

• Поощряйте в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний. Но также покажите, что другие могут быть лучше его.

 

• Не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого и покажите. Что ваш ребёнок может также достичь этого.

 

• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

 

• Не сравнивайте ребёнка с другими людьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).