МБОУ "ШКОЛА № 94"

 

г.Ростов на-Дону,

пр.40-летия Победы,63;

Телефон (факс): 257-94-41;

e-mail: director94@mail.ru;

https://school94.jimdo.com/

Отчет о работе пришкольного лагеря в 2015году

Самоанализ воспитательной деятельности учителя начальных классов МБОУ СОШ № 94

Шевченко Оксаны Николаевны.


     Мой педагогический стаж начался с момента окончания Азовского педагогического училища в 1992году. И вот уже 20 лет я работаю в школе, 15 из них в МБОУ СОШ № 94.

     Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка.

     Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

     В первые годы в школе очень заметно развитие ребенка. Я знаю, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

     Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания. Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации.

     В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

     Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

В 2008году, на базе воспитательной программы школы, мною была разработана воспитательная программа «Вместе мы сила». Программа предусмотрена на 4 года обучения. Каждый последующий год в программе связан с предыдущим. Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры, допобразования и др. Программа помогает обучающемуся адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
В программе намеренно не занесены сроки проведения мероприятий. Каждый классный руководитель самостоятельно выбирает время их проведения либо по мере необходимости, либо в связи с календарными датами.
     Все мероприятия моей программы продуманы и тесно связаны с компонентами воспитательной программы школы: экологический, семейный, патриотический, здоровьесберегающий.

Моя программа участвовала во Всероссийском конкурсе педагогов в заочном консультативно-психологическом центре «Талант с колыбели»
 г. Курган (03.12.2012г), и я стала лауреатом номинации «Педагогический проект «План воспитательной работы на 2012-2016 уч.год». А разработка выпускного вечера для начальной школы принесла мне приз дипломанта номинации «Конкурс сценариев «Выпускной в начальной школе»».

 Цели и задачи моей воспитательной программы следующие:

     Цель: Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Но самая главная цель: это умение дружить и быть другом для других.

     Задачи: На основе изучения личности обучающихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

 

 Основные направления воспитания.

1.Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.

2. Ориентация детей на вечные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

3. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознание активного гражданина.

4. Эстетизация. Создание условий для возможности выразить себя в художественной деятельности – театр, рисование, пение, танец, прикладное творчество, музыка.

5. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства.

6. Приобщение к культуре предков, возрождение народных традиций, формирование и укрепление лучших школьных традиций

7. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.

     Воспитательная работа на уроке направлена на формирование культуры общения, этических правил и норм, правил санитарии и гигиены и т. д.           Воспитание - процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается, углубляется и дополняется во внеурочной деятельности.

     В рамках моей воспитательной программы, с обучающимися,  проводятся различные беседы на темы сохранения здоровья. Такие как: «Сигареты и спиртное - это яд!», «Безопасный путь в школу», «Мой путь лежит через дорогу», «Как вести себя около рек и озер», «У меня в порядке книжки и тетрадки» и т.д.

     При формировании развития у обучающихся чувства любви к Родине, патриотизму, развитию гражданской позиции, проводятся беседы «Город воинской славы Ростов-на-Дону», «Урок России», «Наши деды славные победы» и т.д.

     Эти беседы проводятся как на классных часах, так и на уроках чтения, окружающего мира, в соответствии с рабочей программой. Но рассказы не всегда детям запоминаются, поэтому я стараюсь вывозить обучающихся на экскурсии по местам боевой славы города, краеведческий музей «Они защищали Ростов - на - Дону». Стало традицией перед 9 мая выезжать на экскурсию в город - герой Волгоград, возлагать цветы к памятнику неизвестного солдата.

 

   

 

 

 Происходит не только знакомство со своим городом, но и другими городами области: Азов, Старочеркасск, Раздоры, Новочеркасск, Танаис, где обучающиеся знакомятся с традициями предков, их культурой и бытностью.   

     У моих обучающихся, у каждого есть по три альбома фотографий с тех мест, которые они посетили, учась в начальной школе.

     Кроме этого проводятся тематические праздники и утренники: «23 февраля», «Праздник мам и бабушек», «Праздник прощание с букварем», «День космонавтики»,  

«День физкультурника»

     В план моей воспитательной работы, в соответствии с программой по окружающему миру, включены экскурсии в рощу: «Помощь птицам и животным зимой»,  «Пробуждение  весны», «Осень, природа засыпает».

 

     Кроме всех экскурсий и поездок мои учащиеся охотно принимают участие во всевозможных Всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Принимали участие:

·        Конкурс рисунков «Они сражались за Родину», г.Ростов-на-Дону.

·        Всероссийский конкурс рисунков «Подводный мир глазами детей» г. Саранск (результаты в апреле).

 

·        Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета 2013» конкурс рисунков, г. Ростов-на-Дону (результаты в апреле).

·        Международные олимпиады по окружающему миру (1,3 место), по русскому языку (три 1 места, одно 2 место)

·        Всероссийские викторины ко дню матери (1,2,3 места)

·        Всероссийская конкурс-игра по естествознанию «Это знают все!» (результаты в апреле).

·        Районный семейный конкурс сказок «Рождественская сказка» (три участника стали лауреатами конкурса».

     Веду работу с родителями, повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса.

     Проанализировав свою работу по программе «Вместе мы сила» за период с 2008-2012 учебный год могу сказать, что в направлении «Я и мой мир знаний» (познавательное), цели и задачи воспитательной работы выполнены  мною на «отлично».
     В направлении «Я – человек» (здоровьесберегающие технологии), мною в этом году были внесены некоторые коррективы: добавлены беседы о сохранении здоровья и жизни, гигиене и аккуратности; всевозможные соревнования укрепляющие организм обучающихся;  каждый день, перед уроками проводилась утренняя гимнастика,  в хорошую погоду стали чаще ходить в походы и на экскурсии.
     В направлении «Я и моя семья» (семейное воспитание) я стала больше привлекать родителей к конкурсам и олимпиадам, где участвуют их дети.  Праздники и утренники стараемся проводить совместно с родителями класса, активно включая их в ход праздника. Так родители помогали обучающимся сочинить рождественскую сказку и, даже некоторые, стали лауреатами конкурса «Рождественская сказка» вместе со своими ребятами. Это семья Леоновых,Недопекиных,Ломовых.
    Работу, по  направлению  «Я и природа вокруг меня» (экологическое),  считаю «отличной». Обучающиеся не только узнали о заботе и сохранении природы и экологии, а даже в этом году участвовали во Всероссийском  экологическом форуме «Зеленая планета 2013», где готовили свои плакаты по защите окружающего мира, участвовали в субботниках по уборке прилегающей территории, а в зимнее время, изготовили кормушки для птиц, и повесили их в роще.
     Направление «Я и моя страна» (патриотеческое), дает возможность привить обучающимся любовь в Родине, Отчизне, своему городу и желание узнать об этом как можно больше от учителя, старшего поколения и родителей. Думаю, с этой задачей я справилась на «хорошо». Обучающиеся посещали музей, где смотрели экспозицию «Защита города Ростова-на-Дону». Много классных часов было посвящено защите России, на праздник 9 мая обучающиеся возлагали цветы к памятнику неизвестного солдата. Съездили на экскурсию по боевым местам, выезжали в город Волгоград. Участвовали в конкурсах рисунков «Они сражались за Родину» и т.д.
     Своей работай по сплочению коллектива, я не очень довольна, поэтому внесла коррективы в план реализации воспитательной программы.  К беседам о дружбе и взаимопомощи я добавила классные часы, где обучающиеся будут решать  жизненные ситуации, ситуации и поступки героев из произведений, сказок и басен,  высказывая свои мнения.  Добавила в конце каждой четверти тестирование на темы «Могу ли я дружить», «Как ко мне относятся мои товарищи» и т.д.
     Работу по вовлечению класса в общественную жизнь школы и класса считаю хорошей, это видно из таблицы 7, где процент участия обучающихся вырос к началу 3 четверти. Здесь послужил хорошим толчком мой личный пример участия во всевозможных конкурсах. Ребята увидели мое портфолио, а по стандартам второго поколения, у каждого ученика такое портфолио должно быть, они решили действовать. А также достижения их одноклассников не оставили их равнодушно сидеть и смотреть как другие получают грамоты и сертификаты и благодарности. Я, надеюсь, во втором классе участников будет гораздо больше.

 

 

 

Я сама постоянно участвую в конкурсах для учителей:

·        Конкурс «Снежная фантазия» ТОИПКПРО, кафедра начальной школы. (25.01.2013г), сертификат участника.

·        Конкурс «Воспитательная система класса» Негосударственное образовательное учреждение центр "Педагогический поиск"  (29.01.2013г), результат в мае.

·        «Открытая книга -2 » конкурс сценариев «Выпускной в начальной школе». Заочный консультативно-психологический центр «Талант с колыбели»  (03.12.2012г), дипломант конкурса.

·        «Открытая книга -2 » конкурс педагогических проектов «Воспитательная система класса» Заочный консультативно-психологический центр «Талант с колыбели»  (03.12.2012г), лауреат конкурса.

·        «Профессионализм 2013»  Портфолио учителя начальных классов. «Новое образование» интернет – площадка центра педагогических технологий им. К. Д. Ушинского.  (20.03.2013г), итоги в мае.

 

Помимо конкурсов я занимаюсь самообразованием. Читаю и знакомлюсь с новыми положениями и нормативами на сайтах:

 

 Сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru