МБОУ "ШКОЛА № 94"

 

г.Ростов на-Дону,

пр.40-летия Победы,63;

Телефон (факс): 257-94-41;

e-mail: director94@mail.ru;

www.school94.jimdo.com

Тема: «Упражнения в распознавании однокоренных слов (закрепление)».

 

                            Работу выполнила:

                                          учитель начальных классов

               1 категории

                                 МБОУ "Школа №94"

                                  Пролетарского района

                                 г.Ростова -  на – Дону

 

     Урок по русскому языку во 2 классе, составленный в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями  примерной образовательной программы .

 

     Цели деятельности учителя: способствовать воспитанию у обучающихся потребности совершенствовать свою устную речь; создавать условия для формирования интереса к слову, содействовать упражнению в распознавании однокоренных слов, установлению словообразовательных связей между словами.

 

Планируемые результаты образования:

 

     Предметные: находят корень в группе однокоренных слов, видят и самостоятельно подбирают однокоренные слова, правильно списывают слова, предложения, проверяют написанное, сравнивают с образцом.

     Личностные: осознают роль языка в жизни людей.

 

Метапредметные:

 

     Регулятивные: учатся высказывать своё предположение (версию), на основе работы с материалом учебника.

     Познавательные: классифицируют слова по заданным критериям.

     Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владеют приёмами приемами монологической и диалогической речи.

     Оборудование и материалы:лента цветов, блок сигналы ( у обучающих

ся на столе), интерактивная доска, картина «Скотный двор».

 

Сценарий урока:

     1.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

 

         Вот звонок нам дал сигнал:

Он учится нас позвал,

А мы время не теряем

 И урок наш начинаем.

          Мы работать будет дружно,

                 Чтоб услышать нам нам в конце,

       что ребята в нашем классе

 все, конечно, молодцы!

 

 

     2.Словарная работа.

     На доске лента цветов, возле каждого цвета написаны в разброс буквы, которые будет пропущена в словарных словах (о, а, е, я, и, сс, г, д). у обучающихся на столе блок-сигналы.

 

д

г

я

о

сс

а

и

е

 

 

Словарные слова: мроз, снчала, учник, всело, рбина, сбака, рукий, вдру, ттрадь.

     - Ребята, прочитайте слова написанные на доске, что это  за слова ? (словарные)

     - Правильно, давайте с вами вспомним как пишутся эти слова, возьмите блок-сигналы. Я показываю слово, вы находите по ленте цветов ту букву, которую вы должны написать  в этом слове и показываете мне нужный цвет, готовы.

     - Подойдите, вставьте зеленым мелом букву в слово, поставьте ударение и подчеркните "опасное место", запишите это слово в тетрадь.

 

(На доске запись: мороз,сначала,ученик,весело,рябина,собака,русский,вдругетрадь).

 

   

 - Составьте устно предложение со словами ученик и тетрадь.

(Ученики: Ученик пишет в тетради. Ученик записывает в тетрадь предложения. В тетради ученики пишут очень красиво).

- Запишите одно из понравившихся предложений в тетрадь.

     3. Постановка учебной задачи.

     Учитель называет тему и предлагает вместе сформулировать учебную задачу.

 

     4. Первичное закрепление.

     Работа по учебнику. Вспоминаем изученное. (Развитие предметных умений).

а) Упр. №116  (стр 85).

- Прочитайте задание.

- Скажите, что общего у этих слов? От какого корня произошли эти слова?

( от корня -голос-).

- Запишите слова в тетрадь, выделите корень.

Дети работают в тетради, один обучающийся у доски.

- Молодцы, давайте проверим правильно написано на доске.( Проверка написанного на доске, исправление ,если есть, ошибок).

- Придумайте словосочетание с любым из этих слов.

Несколько обучающихся на доске записывают своё словосочетание с графическими обозначениями.

 

б) Работа над правилом.

- Давайте вспомним, что такое корень?

(Ученик: - это главная часть слова и общая часть однокоренных слов).

-Молодец. Какую роль играет корень в слове?

(Ученик. В нём заключён общий смысл всех однокоренных слов).

-Молодец. как выделить корень на письме?

(Ученик: - дугой вверху корня)

-Правильно, корень -это центр слова, его фокус. Знакомясь с новым словом, мы стараемся мысленно найти его корень, чтобы вернее понять смысл слова. Нет слова без корня. В слове может не быть суффиксов, приставок, окончания, но корень есть всегда.

 

     Физкультурная минутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Руки выше поднимаем
И как деревце качаем.
Ветер дунул посильней,
Наклонились подружней,
Вправо - раз, влево – два,
Раз - вперёд, два - назад.
Получился листопад.
1, 2, 3, 4, 5 и 6 – нужно всем тихонько сесть.

 

в) Упр. 117 ( стр. 85)

- Прочитайте задание в упражнении № 117. Что нужно сделать ?

( записать слова, найти и выделить в них корень).

- Что нужно сделать чтобы правильно выделить корень?

(Найти слово от которого образовались слова).

- Хорошо, диктуем как будем писать слова, выделяем корень.

(Запись слов под диктовку учеников).

- Скажите, пожалуйста,  какой корень вы выделили у этих слов? Молодцы.

 

     5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталон).

- Посмотрите на интерактивной доске 3 столбика слов, каждому ряду свой столбик, здесь есть лишние слова, вам  нужно найти  и выписать только однокоренные, и выделить в них корень.

 

- Первый ряд выполняет 1 столбик, второй ряд - 2 столбик, третий ряд - 3 столбик.

(слайд ).

 

мёд                                                   дом                                        рисунок

медик                                               домик                                     рис

медведь                                           домашний                              рисовать

медовый                                          домино                                   нарисовал

сладкий                                           хижина                                   картинка

 

- Давайте проверим что у вас получилось.

- Первый ряд какие слова здесь лишние? (Медик, сладкий).

- Подойдите уберите лишние слова и выделите корень у этих однокоренных слов. Проверьте по тетрадке  у всех так получилось?

 ( так же и все остальные столбики).

 

     6.Закрепление ранее изученного.

Слайд « Лето в деревне».

- Посмотрите на слад, как можно назвать эту картину ?

Ученики: «В деревне», «Мой двор», «Лето в деревне».

-Хорошо. Вам будет такое задание: 1 вариант посмотрите, внимательно на картину, напишите 5 слов  по картине, которые будут обозначать предметы только женского рода.

-Скажите, пожалуйста какой частью речи являются  слова обозначающие предмет? (существительные).

- А второй вариант придумает и запишет 5 слов, которые обозначают предметы только мужского рода.

- Пожалуйста, на эту работу 5 минут.

- Готовы? Молодцы.

- А сейчас поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш и через тире допишите в тетрадь, соседа по парте, к придуманным словам  предметам слова, которые обозначают признак предмета.

- На какой вопрос отвечают слова признаки предмета?  (какой? какая? какие?)

- Какой частью речи являются эти слова? (прилагательными).

- Готовы? Пожалуйста, прочитайте что у вас получилось.

 

     7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Что важного при выделении корня в словах и распознавании однокоренных слов? ( Не торопиться и вдумываться в смысл слов).

- Какие цели и задачи стояли перед нами в начале урока?

- Смогли ли мы их достичь?

- Что было трудно и непонятно?

- Что вы воспринимали легко?

- Попробуйте дать оценку своей работе на уроке. Покажите смайлики, как вы оцениваете свою работу на уроке.

- Молодцы, урок окончен.

 

- Домашнее задание с 86 упр.№ 118.