МБОУ "ШКОЛА № 94"

 

г.Ростов на-Дону,

пр.40-летия Победы,63;

Телефон (факс): 257-94-41;

e-mail: director94@mail.ru;

www.school94.jimdo.com

Части речи. Повторение. (4 класс).

     Цель как деятельность учеников: повторить признаки частей речи; закреплять умения определять части речи; развивать речь; развивать  умения работать в группах, совместно решать поставленные задачи, производить само- и взаимопроверку.

     Формируемые УУД:

     Познавательные:структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Смысловое чтение; анализ, сравнение классификация объектов по выделенным признакам;.

     Коммуникативные:инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в группах; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

     Регулятивные:сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений  и корректив в план и способ действий; выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; оценивание качества и уровня усвоения.

     Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающей личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

     Лексическая работа: развивать умение находить в тексте слова на изученные части речи, совершенствовать свою устную и письменную речь, развитие умения определять предложения по цели высказывания, находить в тексте слова-обращения, совершенствовать умения писать слова и предложения.

     Оборудование: интерактивная доска, текст на доске и на столах у обучающихся, тетрадные листы, ручки, таблички с именами: «Дюймовочка» и «ласточка».

 Классная доска разделена на три столбца, в которые будут вписаны результаты и ответы конкурсов (приложение 1).

Класс разделен на три команды .

 

Ход урока.

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не простой урок, а урок соревнование.   (Слайд 1).

2.Самопределение.

- Встаньте ровно, спины выпрямите, голову поднимите, возьмите друг друга за руки и посмотрите на своих товарищей, улыбнитесь им и пожелайте себе и своим соперникам удачи в этой игре. Желаю вам всем победы и хорошего настроения на уроке.                                                                           

3. Постановка учебной задачи.

                                                                                                                                              (Слайд 2).

 - Посмотрите на доску и скажите, иллюстрацию какого произведения вы видите?  (Слайд 3).                                                                                                             

- А кто написал эту сказку? (Г. Х. Андерсен)

- Кто помнит кто такой Г. Х. Андерсен? (датский  писатель, который писал сказки для детей).                                                                   

- Правильно. А когда родился Г.Х. Андерсен?

- Г. Х. Андерсен родился в 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн.

                                                                                                                                               (Слайд 4).                           

- Какие сказки Г.Х. Андерсена вы знаете?

- Назовите мне главных героев сказки «Дюймовочка».

- А почему девочку назвали таким именем?

- Каких героев вы еще помните?

- Сегодня мы вспомним отрывок из этой сказки.

- Скажите, какие части речи вы знаете?     

-Как вы думаете,  зачем я вам задала этот вопрос?    (повторим части речи).

-Правильно  сегодня мы с вами повторим все, что знаем о частях речи.

-А зачем нам тогда отрывок из сказки?  (будем работать с ним).                                                                 

4. Подготовка к игре.

-У нас класс разделен на три команды. Выберите в каждой команде капитана и придумайте название для вашей команды.

- Итак, первая команда - кто капитан и какое название вы дали своей  команде? Запишите его на доске (и т.д.).

5. Развитие учебно -  языковых умений.

На интерактивной доске текст, продублированный текст на партах обучающихся.

 - Итак, начинаем игру!

 - Прочитайте, пожалуйста, текст, написанный на доске, такой же текст у вас на парте.

 - Прочитайте вслух текст (выбрать громко читающего обучающегося).

 

Дюймовочка (отрывок).

     На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к птице. Ласточка уже совсем ожила, только была еще очень слаба,  и еле-еле открывала глаза, чтобы посмотреть на девочку. Дюймовочка стояла перед ней с куском гнилушки в руках - другого фонаря у неё  не было.

- Спасибо тебе, милая крошка, - сказала больная ласточка.- Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и полечу на солнышко.

-Ах, - сказала Дюймовочка, - теперь пока холодно, идет снег. Останься лучше в своей тёплой постельке, а я буду ухаживать за тобой.

Дюймовочка принесла ласточке воды в цветочном лепестке и несколько ячменных зернышек. Ласточка попила и поела, а потом рассказала девочке, как она поранила себе крыло о терновый куст и не могла улететь вместе  с другими ласточками в тёплые края.                                             ( Слайд 5).

                                                                      

6. Закрепление изученного (игра).

- Молодцы. И первое задание, которое вам приготовила я сегодня.

 

1 задание:                                                                                                                                    (Слайд 6).

- Вам нужно выбрать и выписать на листочек все слова, где есть буква «к». Повторяющиеся слова тоже выписываем. Итак, готовы? Время на выполнение задания 3 мин. Начали.                                                        

- Закончили. Пожалуйста, капитаны команд, выйдите и запишите, каждый в своей колонке, сколько у вас получилось слов (32 слова).

- А теперь капитан той команды, которая дала правильный ответ, прочитает текст,  выделяя голосом слова, в которых есть эта буква.

-Хорошо. За это задание команда, давшая правильный результат,  получает 5 баллов, 4 балла - команда, назвавшая меньше слов, и 3 балла – команда,  назвавшая самое маленькое количество  слов.                              

 

2 задание.                                                                                                                                         (Слайд 7).

 - Скажите, что такое обращение? Выпишите из текста предложение,  где есть - обращение. На это задание 1 мин. Время пошло. («Спасибо тебе, милая крошка»)                                                                                

- Итак, представитель из каждой команды, выйдете к доске и запишите своё предложение.

- Проверяем, за это задание дается 1 балл,  если выполнено правильно и не одного – если не правильно (на доске записываются баллы для каждой команды).                                                                                  

 

 

 

 

3 задание.                                                                                                                                      (Слайд 8).          

- Сейчас повторим с вами такой предмет как математика.  Вам нужно в тексте найти самое длинное предложение и выписать его. А как узнать какое предложение самое длинное? На это задание дается 3 мин. Время пошло.

- Пожалуйста, представители команд, прочитайте, то предложение, которое вы выписали. Сколько в нём получилось слов? (27 слов)  (Ласточка попила и поела, а потом рассказала девочке, как она поранила себе крыло о терновый куст и не могла улететь вместе  с другими ласточками в тёплые края).                                                 

-Команда, назвавшее правильное предложение получает 5 баллов, не правильно- 0 баллов.

 

4 задание.

 - Что такое  глагол? (часть речи). Расскажите мне правило про часть речи – глагол.       (Слайд 9).                                                                                             

- Следующее задание: найти и выписать из текста все глаголы. (20 глаголов). На это задание 3 мин. Время пошло.

- Пожалуйста, сколько глаголов получилось у первой команды, запишите получившиеся число на доске и т.д.

-Прочитайте текст выделяя голосом глаголы (каждая команда). (Задание оценивается также как и первое).

 

5 задание.

-Давайте вспомним, что такое прилагательное. Расскажите, что вы знаете про часть речи прилагательное (ответы обучающихся).                                                                                       (Слайд 10).

- Выпишите все прилагательные,  которые есть в тексте, на это задание 3 минуты (задание оценивается как первое).

- Представители, назовите, сколько получилось прилагательных, и прочитайте их.

 

 6 задание.

- Сколько в этом отрывке главных героев? Назовите их. Скажите, пожалуйста, к какой части речи относятся эти слова, название героев? (Существительные).

- Что вы знаете про имя существительное?                                                                                 (Слайд 11).

- У меня на доске таблички с названием главных героев. Задание заключается в следующем,  нужно выбрать все слова (все части речи), которые будут относиться к этим главным героям,  выписать их и посчитать полученное количество. На выполнение задания 3 мин.                                         (Слайд 12).

- Прочитайте, какие слова вы выписали к героине  Дюймовочке (каждая команда по очереди). Сколько слов у вас получилось, запишите. Какие слова выписали к герою Ласточке (к Дюймовочке -  5 слов, к Ласточке - 13 слов). (Задание оценивается так же как первое). Сколько слов получилось, запишите результат.

-Подберите прилагательные , которыми можно охарактеризовать Дюймовочку и ласточку.

7. Подведение итогов.

-Как сказал один прекрасный поэт Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Давайте же будем относиться к русскому языку бережно и любить свой родной русский язык.                                                                                                      

  (Слайд 13).

- Вот и все задания, которые я вам приготовила. Вы молодцы, справились с заданием  хорошо. А сейчас, подведем итог нашей игры, посчитаем баллы, которые набрали команды.  Команда набравшая наибольшее количество  баллов,  получает пятерки, меньшее количество  баллов - четверки и команда, набравшая наименьшее количество  баллов – ничего).     

  

6. Рефлексия.                                                                                     

- А  кто же мне скажет. Чем, закончилась сказка о Дюймовочке? (ответы ребят).

- Скажите, пожалуйста, как вы можете оценить вашу работу на уроке?

-Вам понравился урок? И что было наиболее интересно?

- Молодцы, урок окончен. До свидания!                                                                                     (Слайд 14).

 

 

 

Приложение 1

На доске запись: (количество баллов приблизительное).

 

1команда                               2 команда                      3 команда

Умницы                                 Грамотеи                       АБВГДЕйки

 

1.         32 -5б.                              28-  3б.                              30-4 б.

 

2.         (предложение) -1б.      (предложение) - 0б.             (предложение) - 1б.

 

3.         12-0б.                             18-0б.                                   27-5б.

 

4.         18-4б.                             20-5б.                                   20-5б.

 

5.         15-4б.                             12-3б.                                   18-5б.

 

6.         ласточка         10-3б.                             12-4б.                                   13-5б.

           Дюймовочка   8-3б.                               10-4б.                                   10-4б.

 

Итог:    20 б.                                 24 б.                                   29 б                                               

 

3 место                                     2 место                                 1 место