Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

 

 

 

      Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.

 

     Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

 

      Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства.

 

       Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

 

       Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами.

 

       Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.       

        Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества  приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

 

      Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.

       

     В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях. Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы.

 

      В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.

 

       С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия) . Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об использовании устройств мобильной связи

в МАОУ «Школа № 94»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие положение использования средств мобильной связи (сотовые и спутниковые телефоны, смартфоны, планшеты и т. п.) в здании и на территории МАОУ «Школа № 94»  (далее – положение) устанавливаются для работников и учащихся в целях улучшения работы школы, а также защиты гражданских прав всех участников образовательных отношений.

1.2. Положение разработано в соответствии с:

§  Конституцией Российской Федерации,

§  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

§  Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию",

§  Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

§  иными нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ,

§  Методическими рекомендациями об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, приказ № 01-230/13-01 от 14.08.2019г.

§  Уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся школы.

1.3. Соблюдение положения обеспечивает:

§  реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами при реализации прав и свобод других лиц,

§  уменьшение вредного воздействия радиочастотного и электромагнитного излучения средств мобильной связи на участников образовательных отношений,

§  защиту учащихся от пропаганды насилия, жестокости, порнографии и другой информации, причиняющей вред их здоровью и развитию,

§  повышение уровня дисциплины.

1.4.Положение размещается на официальном сайте школы в сети Интернет

 

2. Условия применения средств мобильной связи

2.1. Средства мобильной связи могут использоваться в школе для обмена информацией только в случае необходимости.

2.2. Не рекомендуется пользование мобильной связью до начала уроков, на переменах.

2.3. Не допускается пользование средствами мобильной связи во время образовательного процесса (урочной и внеурочной деятельности).

2.4. В отдельных случаях использование мобильных телефонов может быть допущено в целях использования в образовательном процессе только с разрешения учителя.

2.5. До урока и внеурочных мероприятий (на период образовательного процесса):

§  следует отключить и убрать все технические устройства (плееры, наушники, гаджеты, планшеты, телефоны, различные записывающие и транслирующие устройства и пр.),

§  отключить мобильный телефон и (или) перевести в режим «без звука»,

§  убрать мобильный телефон и (или) другие технические устройства со стола.

2.6. Средства мобильной связи, в т. ч. в выключенном состоянии, не должны находиться на партах в классах и обеденных столах в столовой.

2.7. Родителям (законным представителям) учащихся не рекомендуется звонить своим детям во время образовательного процесса. В случае необходимости они могут позвонить, ориентируясь на расписание звонков, размещенное на официальном сайте школы.

В случае форс-мажорных обстоятельств для связи со своими детьми во время образовательного процесса родителям (законным представителям) рекомендуется передавать сообщения через секретаря школы по телефонам, размещенным на сайте школы и записанным в дневниках обучающихся.

2.8. В случае внештатной ситуации обучающиеся могут воспользоваться средством мобильной связи во время образовательного процесса, предварительно получив разрешение педагога или представителя администрации школы. Пользование мобильным телефоном возможно в таких случаях только при условии выхода в рекреацию.

2.9. При необходимости регулярного использования средств мобильной связи во время образовательного процесса пользователь должен представить директору школы или дежурному администратору аргументированное обоснование (медицинское заключение, объяснительную записку и т. п.) и получить на это письменное разрешение.

2.10. При использовании на перемене средств мобильной связи необходимо соблюдать следующие этические нормы:

§  не следует использовать в качестве звонка мелодии и звуки, которые могут оскорбить или встревожить окружающих;

§  разговаривать с собеседником нужно максимально тихим голосом;

§  не следует вести приватные разговоры с использованием средств мобильной связи в присутствии других людей;

§  недопустимо использование чужих средств мобильной связи и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то владельцев.

2.11. При входе в школу перевести устройства мобильной связи в режим «без звука» (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций).

2.12. Ответственность за сохранность средств мобильной связи лежит только на его владельце (родителях, законных представителях владельца).

Все случаи хищения имущества рассматриваются в установленном законом порядке и преследуются в соответствии с законодательством РФ.

2.13. В целях сохранности средств мобильной связи участники образовательного процесса обязаны не оставлять свои средства мобильной связи без присмотра, в том числе в карманах верхней одежды, в раздевалках спортзалов, в кабинетах.

2.14. Всем участникам образовательных отношений пользоваться памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 1).

2.15. Все спорные вопросы между участниками образовательных отношений в отношении соблюдения положения разрешаются путем переговоров с участием представителей администрации школы, директора школы и Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

         

 

3. Права и обязанности пользователей мобильной связи

3.1. Пользователи мобильной связи при выполнении указанных в разделе 2 требований имеют право:

§  осуществлять и принимать звонки;

§  получать и отправлять SMS и MMS;

§  прослушивать аудиозаписи (с использованием наушников);

§  просматривать видеосюжеты (с использованием наушников);

§  вести фото- и видеосъемку лиц, находящихся в школе только с их согласия

 

3.2. Пользователи обязаны помнить о том, что согласно Конституции Российской Федерации:

§  осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17);

§  сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (п. 1 ст. 24).

 

4. Ответственность за нарушение положения

4.1. За нарушение настоящего положения пользователи средств мобильной связи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом и локальными нормативными актами школы.

4.2. За однократное нарушение педагогический работник школы должен сделать обучающемуся замечание и довести факт нарушения настоящего положения в виде докладной до сведения директора школы (с написанием объяснительной обучающегося).

 

5. Срок действия положения

 

5.1. Настоящее положение имеет неограниченный срок действия.

5.2. Настоящее положение действуют до внесения изменений и дополнений.

 

 

Приложение №1

 

Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи

 

1.     Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.

2.     Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.

3.     Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).

4.     Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).

5.     Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.